Новая философская энциклопедия - михаил пселл
Связанные словари
Михаил пселл
Пселл усилил в преподавании роль античных классиков, в первую очередь Платона и неоплатоников, учение которых, как он считал, в своей основе сочетается с христианской догматикой и предваряет Откровение. Часто обвиняемый современниками в пристрастии к языческой философии, Пселл полагал, что необходимо отбирать из античного наследия все то, что согласуется с христианским учением, утверждал наличие двух философий: «высшей философии» — теологии, источник которой находится в Откровении, и «низшей философии» — научного, рационально постигаемого знания; между ними он помещал «науку о бестелесном» — математику В целом философские взгляды Пселла носят эклектический характер, многие его труды представляют собой компиляции из сочинений Прокла, Порфирия, Ямвлиха, Олимпиодора. Ключевая роль его творчества состоит в смене акцента с аристотелевской на платоновскую традицию. Тем самым византийская мысль возвратилась к платоновской ориентации ранней патристики в лице великих каппадокчйцев. Рационалистические элементы философии Пселла позже были развиты его учеником Иоанном Италом.
Соч.: Bibliotheca graeca medii aevi, v. 4—5. Alienai. P., 1874—76; Michaelis Pselli Scripta minora magnam partem adhuc inedita, v. 1—2. Mil., 1936—41; Michel Psellos, Chronographie ou histoire dun siecle de Byzance (976-1077), v. 1—2. R, 1926—28; в рус. пер.: Хронография. М.,1978.
Лит.: Любарский Я. Н. Михаил Пселл. Личность и творчество. М., 1978; JoannouP. Christliche Metaphysik in Byzanz. Die Illuminationslehre des Michael Psellos und Johannes Italos. Ettal, 1956; Zervos C. Un philosophe neoplatonique du XIe siecle. P., 1973.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2313 | |
2 | 1847 | |
3 | 1795 | |
4 | 1784 | |
5 | 1705 | |
6 | 1633 | |
7 | 1556 | |
8 | 1522 | |
9 | 1512 | |
10 | 1498 | |
11 | 1472 | |
12 | 1468 | |
13 | 1456 | |
14 | 1451 | |
15 | 1354 | |
16 | 1312 | |
17 | 1305 | |
18 | 1296 | |
19 | 1293 | |
20 | 1278 |