Поиск в словарях
Искать во всех

Новая философская энциклопедия - нигилизм

 

Связанные словари

Нигилизм

нигилизм
(от лат. nihil — ничто) — в широком смысле — умонастроение, связанное с установкой на отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры. Термин «нигилизм» встречается в европейской теологической литературе уже во времена средневековья. В 12 в. одна из церковных ересей, выступавших с позиций отрицания догмата о богочеловеческой природе Христа, получила название ереси «нигилизма». В 18 в. понятие «нигилизм» как аналог отрицания общепринятых норм и ценностей закрепляется в европейских языках (в частности, подобное толкование термина «нигипизм» зафиксировано в «Словаре новых слов французского языка», изданном в 1801).

В западной философии термин «нигилизм» появился во 2-й пол. 19 в. и получил широкое распространение благодаря концептуальным построениям А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, О. Шпенглера и ряда др. мыслителей и философов. Шопенгауэр создал нигилистически окрашенную доктрину «буддийского» безразличия к миру Шпенглер рассматривает нигилизм в качестве отличительной черты современной ему эпохи, характеризующейся упадком европейской культуры, переживаюшей период собственного заката, трансформацией ее в стандартизированную, безличную цивилизацию. В философии Ницше представление о нигилизме вырастает во всеобъемлющую концепцию, подытоживающую все европейское историческое и культурное развитие, начиная с Сократа, выдвинувшего представление о ценностях разума, что и явилось, по мнению философа, первой причиной жгилизма, развивавшегося затем на основе «морально-христианского истолкования мира». «Опаснейшим покушением на жизнь» Ницше считает все основные принципы разума, сформулированные в европейской философской традиции,— единство, цель, истину и др. Под «клевету на жизнь» он подводит и христианство, и всю его историю, ведущую к его самоотрицанию через развитие своего рода культа интеллектуальной честности. Т. о., устойчивая нигилистическая ситуация в культуре Европы формируется благодаря тому, что «истинный мир» традиционных религий, философии и морали утрачивает свою жизненную силу, однако при этом сама жизнь, земной мир не находят собственных ценностей, своего настоящего оправдания. Нигилизм, отвечающий этой глобальной ситуации, не есть, по Ницше, эмпирическое явление культуры и цивилизации, пусть даже и очень устойчивое. Нигилизм — это глубинная логика всей истории Европы, своего рода роковая «антижизнь», ставшая парадоксальным образом жизнью ее культуры, начиная как с ее рационально-эллинских, так и иудео-христианских корней. Невероятная убыль достоинства и творческой мощи индивида в современную механизированную эпоху только радикализирует действие этой логики и заставляет поставить кардинальный вопрос о преодолении нигилизма. Ницше подчеркивает, что «смертью христианского Бога» нигилизм не ограничивается, ибо все попытки замены Его с помощью совести, рациональности, культа общественного блага и счастья большинства или истолкования истории как абсолютной самоцели и т. п. только усиливают тревожную симптоматику нигилизма, «этого самого жуткого из всех гостей». Попытку спастись от «обвала» высших ценностей, восстанавливая их секуляризованные имитации, I-biiiuie решительно разоблачает, указывая на «физиологические» и жизненно-антропологические корни нигилизма. В связи с этим современный социализм, по Ницше, есть только апогей указанного измельчания и падения типа человека, доводящий нигилистическую тенденцию до ее крайних форм.

В понятии нигилизма у Ницше можно различить черты как формального сходства его с идеей коммунизма у Маркса (совпадают даже метафоры «призрака», бродящего по Европе), так и содержательной переклички с темой «забвения бытия» у Хайдеггера, давшего свое прочтение концепции нигилизма у Ницше. Как «забвение бытия» (Хайдеггер), так и декаданс жизненной силы (Ницше) одинаковым образом начинаются с Сократа и развиваются параллельно в платонизме и в традиции метафизики вообще. В обоих случаях общим маркером преодоления этой «судьбы Европы» выступает профетически проповедуемый возврат к мистико-дионисийской и досократической Греции. Оригинальность Хайдеггера в трактовке нигилизма, этой пугающей «судьбы западных народов», в том, что он рассматривает его в свете проблемы ничто как «завесы истины бытия сущего». По Хайдеггеру, недостаточность истолкования нигилизма у Ницше состоит в том, что он «не в состоянии думать о существе Ничто» (Европейский нигилизм.— В его кн.: Время и бытие. М., 1993, с. 74). И поэтому рационализм и секуляризация вместе с неверием не причины нигилизма, считает Хайдеггер, а его следствия. Ницше не может понять нигилизм независимо от метафизики, им критикуемой, потому что сам исходит в его анализе из идеи ценности, мыслящей «существо бытия... в его срыве» (там же, с. 75). В результате он остается в пределах нигилизма и метафизики, будучи, впрочем, «последним метафизиком». В отличие от Ницше, Хайдеггер связывает нигилизм с проектом Нового времени с его идеей автономного самозаконодательствующего субъекта, ведущей к декартовскому механицизму, необходимому для утверждения господства нигилистического человека над Землей.

По Камю, история современного нигилизма начинается со слов Ивана Карамазова «все позволено», раз нет Бога. Понятие нигилизма анализируется им в связи с темой «метафизического бунта» (la revolte), причем вехами в ее истории выступают романтики, Штирнер, Ницше, Достоевский. «Нигилизм,— подчеркивает Камю,— не есть лишь отчаяние и отрицание, но прежде всего воля к ним» (Lhomme revolte.— «Essais». P., 1965, р. 467).

Новый этап в интерпретации понятия «нигилизм» в общественно-политической мысли Запада был открыт в 1960-е гг. и связан с именами Г. Маркузе, Т. Адорно и др. последователей франкфуртской школы. В западной философии, в мировоззрении «новых левых» и художественного авангарда 1960— 70-х гг. понятие нигилизма оказалось тесно связано с инспирированной фрейдизмом идеей потенциальной независимости природного «я» от подавляющей его культуры, с анархическим протестом леворадикальных и авангардистских кругов против «репрессивной культуры» и «одномерности» личности. В наши дни понятие нигилизма широко используется критиками современной цивилизации в целом или отдельных ее сторон, напр. австрийским философом и публицистом В. Краусом, различающим социально-политический, психолого-невротический и философский нигилизм, причем все его виды взаимно поддерживают друг друга, усиливая свои негативные последствия и создавая тем самым что-то вроде порочного круга нигилизма. Различные формы нигилизма, по Краусу, связаны с упадком чувства вины и личной ответственности в век господства научно-технической картины мира, а также и с тем, что в структуре внутреннего мира современного человека недостаточно влияние сверх-«Я» как противовеса для безудержных вожделений индивида. Современный нигилизм, считает Краус,— это традиционный нигилизм, описанный в философии и литературе 19 в., плюс невротические его проявления, во многом характерные именно для сегодняшнего дня. Новая идололатрия, напр. рынка, также ведет к усилению разнообразных нигилистических тенденций, представляющих угрозу для свободы, достоинства и выживания человека.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (от лат. ничто) идеология отрицания, непринятия общественных, утвердившихся в обществе норм, идеалов и ценностей. Нигилизм убеждение революционеров и радикальных реформаторов России 60-70-х гг. XIX в., связан с именами Д.И. Писарева, П.И. Ткачева, П.А. Кропоткина и разночинной интеллигенции. К концу XIX началу XX века переродился в анархизм (П.А. Кропоткин). ...
Тематический философский словарь
2.
  полное отрицание веры. Нигилизм возник в России в XIX в. сначала как позиция, «состояние безнадежности», присущее тем, кто не знает, что делать со своей собственной жизнью; затем он становится доктриной, изложенной Николаем Александровичем Добролюбовым (1836—1861) и Дмитрием Ивановичем Писаревым (1840-1868) (на которых, в свою очередь, глубокое влияние оказал позитивизм Конто). Непосредственной задачей этой доктрины было уничтожение всех общепринятых идей (теология, эстетика и т.д.), всех социальных предрассудков, а конечной целью — установление на научной основе нового общества, способного осчастливить массы. После 1870 г. нигилизм эволюционировал под влиянием Н.Г. Чернышевского (1828—1889) в направлении критики капитализма и социальной несправедливости в России. В качестве реакции на правительственные преследования некоторые нигилисты, подстрекаемые также агитаторами, участвуют в анархистских террористических актах, не предполагавшихся первоначальной программой. Так, устанавливается связь с такими людьми, как Бакунин, чья работа «Государство и анархия» (1873) призывала разрушать все возможное и как можно быстрее. Тогда...
Новый философский словарь
3.
  полное отрицание веры. Нигилизм возник в России в 19 в. сначала как позиция, «состояние безнадежности», присущее тем, кто не знает, что делать со своей собственной жизнью. ...
Евразийская мудрость от А до Я
4.
  (лат nihil ничто) в широком смысле отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.п. Иногда это отрицание предпринимается с целью утверждения и возвышения каких-либо иных ценностей. ...
Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
5.
  – позиция отрицания, полного неверия и отбрасывания индивидом или даже группой людей каких-либо идей, общественных идеалов, принятых нравственных и эстетических норм и принципов, культурных ценностей. Причины нигилизма могут быть самые различные: социальные, экономические, психологические и другие, чаще всего, их совокупность. В кризисные эпохи общественного развития нигилистические настроения и взгляды получают наибольшее распространение. Нигилизм часто перерастает в ЦИНИЗМ. ...
Философия - словарь терминов
6.
  (лат. "nihil", "ничто") отрицание онтологического бытийного основания в разных явлениях, философский подход, отрицающий реальность какого-то явления, ранее признавшегося реальным. ...
Философия политики
7.
  (от лат. nihil — ничто) — в самом общем смысле учение, центральным постулатом которого является полное отрицание традиций, норм, правил, общественных устоев, авторитетов. Н. — сложное социально-историческое явление, имеет много разновидностей. Существует Н. социально-политический, связанный с отрицанием общественно-политического строя. Такой Н. проявляет себя в революционном движении; сторонники его склоняются к анархизму. Существует этический Н., отрицающий общечеловеческую мораль, существование добра вообще. Такой Н. переходит в пессимизм. Можно говорить и об эстетическом Н., отрицающем художественные каноны, само понятие прекрасного. Н. может быть познавательным, декларирующим недостижимость истины. Познавательный скептицизм граничит с агностицизмом. Наконец, можно говорить о Н. как о философской позиции, в рамках которой отрицается наличие абсолютных устоев существования, смысловой направленности жизни. Термин «Н.» давно вошел в культурный обиход. В Средние века еретиков, отрицающих историческое существование Христа, называли «нигилианистами». О Н. как о ...
Краткий словарь по обществознанию

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины