Поиск в словарях
Искать во всех

Философский энциклопедический словарь - цель

 

Связанные словари

Цель

цель
— предвосхищение в сознании результата, на достижение к-рого направлены действий. В качестве непосредственного мотива Ц. направляет и регулирует действия, пронизывает практику как внутренний закон, к-рому человек подчиняет свою волю. Ц., выражая активную сторону человеческого сознания, должна находиться в соответствии с объективными законами, реальными возможностями окружающего мира и самого субъекта. В целенаправленной деятельности людей находит свое проявление диалектическое взаимоотношение между свободой ч необходимостью. Ц. может стать силой, изменяющей действительность, только во взаимодействии с определенными средствами, необходимыми для ее практической реализации. Различаются отдаленные, близкие и непосредственные, общие и частные, промежуточные и конечные Ц. В условном смысле термином “Ц.” в науке (биология, кибернетика) обозначается вообще состояние системы, достигаемое путем обратной связи (Целесообразность).

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  представляемое и желаемое будущее событие или состояние, осуществление которых является промежуточным причинным членом на пути к цели, которая есть антиципированное представление результата нашего действия (В. Вундт). С ней сообразуются средства, необходимые для ее достижения. Возможность достижения некоторой цели может предполагаться только постольку, поскольку имеется возможность целеполагающего вмешательства человека в причинно-обусловленные явления природы (см. Целесообразность), что считается невозможным, напр., в детерминизме и материализме. Вопрос о том, имеется ли в области биологического субстанция, полагающая цель, является спорным (см. Энтелехия, Виртуальности гипотеза). Кант в своей "Критике способности суждения" называл понятие цели "чужаком в естествознании". Объяснение явлений природы при помощи целей называется телеологией. См. также Целесообразный. ...
Философский энциклопедический словарь
2.
  один из элементов поведения и сознат. деятельности человека, к-рый характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определ. средств. Ц. выступает как способ интеграции различных действий человека в нек-рую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и Ц.; осуществление Ц. является процессом преодоления этого несоответствия. Наиболее значительное в антич. философии учение о Ц. развил Аристотель, толковавший Ц. как «то, ради чего» нечто существует. Распространяя представление о Ц., характерной для человеч. деятельности, на природу, Аристотель трактовал Ц. как конечную причину бытия (causa finalis). В ср.-век. философии подлинная Ц. бытия усматривалась в Ц. вечного божеств. разума; преобладала телеологич. трактовка истории и природы как осуществляющих божеств. Ц. (см. Телеология). В новое время  сложилась рационалистич. трактовка деятельности человека как целенаправленного процесса. Кант связывал Ц. со сферой практич. разума, свободной нравств. деятельности...
Советский философский словарь
3.
  заранее предполагаемый (мыслимый, желаемый, проектируемый) результат действия или деятельности людей, на осуществление к-рого они направлены. Целенаправленный характер деятельности присущ только человеку в его общественной жизни. В об-ве «ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели» (Маркс К., Энгельс Ф. т. 21, с. 306). Но эта Ц. выбирается человеком не произвольно, а порождается объективными условиями его существования, к-рые отражаются в его потребностях и интересах. «На деле цели человека порождены объективным миром и предполагают его, находят его как данное, наличное» (Ленин В. И., т. 29, с. 171). Поэтому, как указывал "В. И. Ленин, «4 е л е полагающая деятельность человека» есть форма «объективного процесса» (там же, с. 170) в об-ве. Так, общей Ц. деятельности всех членов советского об-ва является строительство коммунизма, к-рое выражает объективную необходимость истории. В моральной деятельности Ц. выступает в форме намерения, мотива. идеала. Различают положительные, соответствующие нравственному идеалу (как конечной Ц.), моральные Ц., и несоответствующие ему, недопустимые, аморальные. Такое различение носит...
Словарь по этике

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины