Поиск в словарях
Искать во всех

Философский энциклопедический словарь - субстанция

 

Связанные словари

Субстанция

субстанция
(лат. substantia — сущность) —объективная реальность  в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундаментальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного (Абстрактное и конкретное). В истории философии первоначально С. понимается как вещество, из к-рого состоят все вещи. В дальнейшем, в поисках основания всего сущего, С. начинают рассматривать как особое обозначение бога (схоластика), что ведет к дуализму. В новое время  наиболее остро проблема С. была поставлена Декартом. Преодоление дуализма осуществил Спиноза, к-рый, считая протяженность и мышление атрибутами единой телесной С., рассматривал ее как причину самой себя. Однако Спиноза не сумел обосновать внутренней активности, “самодеятельности” С. Эта задача была решена (хотя и непоследовательно) в нем. классической философии. Уже Кант понимает С. как “то постоянное, лишь в отношении с которым можно определить все временные явления”. Однако С. трактуется им как априорная форма мышления, синтезирующего опытные данные. Гегель определяет С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей (в к-рых она “открывается как их абсолютная отрицательность, т. е. как абсолютная мощь и вместе с тем как богатство всякого содержания”), “существенную ступень в процессе развития идеи” (человеческого познания), “основу всякого дальнейшего подлинного развития”. С этим связано понимание С. одновременно и как субъекта, т. е. как активного самопорождающего и саморазвивающегося начала. Вместе с тем С. рассматривается Гегелем идеалистически, лишь в качестве момента развития абсолютной идеи. Марксистская философия критически перерабатывает эти идеи с т. зр. материализма. С. понимается здесь как материя, как субъект всех своих изменений, т. е. активная причина всех собственных формообразований. В понятии С. материя отражена не в аспекте ее противоположности сознанию, а со стороны внутреннего единства всех форм ее движения, всех различий и противоположностей, включая и противоположность бытия и сознания. Маркс в “Капитале”, анализируя стоимость, прежде всего, ставит вопрос о ее С., независимой от всех частных (особенных) форм ее проявления (от меновой и прибавочной стоимости, от прибыли, ренты и т. п.). Любая товарная форма продукта рассматривается в этой связи как “простой сгусток лишенного различий человеческого труда”, к-рый “образует субстанцию меновой стоимости” и всех ее развитых форм. Благодаря этому только и была открыта тайна прибавочной стоимости и капитала, в виде к-рого стоимость выступает как “саморазвивающаяся, как самодвижущаяся субстанция”, как “автоматически действующий субъект”. В этом понимании С. предстает как осн. категория материалистического монизма, как основа и условие подлинного, содержательного единства теории. Вот почему Ленин требовал “углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции”, считая, что “действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции” (Т. 29. С. 142— 143). Антисубстанциалистская позиция в философии отстаивается позитивизмом, к-рый объявляет С. мнимой и потому вредной для науки категорией. Отказ от категории С., утрата “субстанциальной” т. зр. ведет теорию на путь формального объединения несоединимых взглядов и положений, представляет, по выражению Маркса, “могилу науки”.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (от лат. substantia сущность) в обычном понимании синоним материи, вещества; в философском плане нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом. Как сущность, лежащая в основе всего, понятие субстанции играет некоторую роль уже в древнегреч. философии (гл. о. начиная с Аристотеля). Позднее у схоластов, а также у Декарта и Спинозы. В то время как Декарт, кроме абсолютной субстанции (Бога), предполагает еще и две др. сотворенные субстанции (см. Res), у Спинозы имеется только одна бесконечная субстанция, которую можно назвать также Богом или природой. Закон, по которому при всякой смене явлений субстанция остается и количество ее в природе не увеличивается и не уменьшается, принадлежит, по Канту, к "аналогиям опыта". Для Шопенгауэра субстанция материя, для Юма это только фикция, сосуществование свойств. Современная психология заменила предположение о наличии "духовной субстанции" как основы психических процессов теорией актуальности (см. Актуальности теория). Для современного естествознания субстанция только...
Философский энциклопедический словарь
2.
  (лат. substantia сущность, нечто, ле­жащее в основе), объективная реальность,  рассматри­ваемая со стороны её внутр. единства; материя в аспекте единства всех форм ее движения; предельное основа­ние, позволяющее сводить чувств. многообразие и из­менчивость свойств к чемуто постоянному, относи­тельно устойчивому и самостоятельно существующе­му. В соответствии с общей направленностью определ. филос. концепции вычленяются одна С. (монизм), две С. (дуализм) или множество С. (плюрализм). В истории философии С. интерпретировалась по-разному: как субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как то, что способно к самостоят. существованию, как основание и центр изменений пред­мета, как логич. субъект. Уже в антич. философии вычленялись различные С., к-рые трактовались как материальный субстрат и пер­вооснова изменений вещей (напр., атомы Демокрита, четыре стихии Эмпедокла). Аристотель отождествлял С. с первой сущностью, характеризуя её как основу, неотделимую от вещи, её индивидуальности. Трактовка Аристотелем формы как первопричины, обусловливаю­щей определённость предмета, послужила истоком не только...
Советский философский словарь
3.
  (от лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — то, что лежит в основе всего; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря др. и в др.; предельное основание, дающее возможность сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему; материальный субстрат и первооснова изменений вещей (напр., атомы Демокрита). Субстанциальны и — лежащий в основе, относящийся к С., существенный, материальный. В философии 20 в. понятие «С.» употребляется относительно редко. «"Субстанция", если принимать ее всерьез, — пишет Б. Рассел, — вызывает непреодолимые трудности. Предполагается, что субстанция — это носитель свойств, нечто отличное от всех своих свойств. Но когда мы отбросим свойства и попробуем вообразить субстанцию саму по себе, мы убеждаемся, что от нее ничего не осталось... "Субстанция" — это фактически просто удобный способ связывания событий в узлы... Понятие "Субстанция" — это метафизи-ческая ошибка, которой мы обязаны переносу в структуру мира структуры предложения, составленного из подлежащего и сказуемого». ...
Альтернативный философский словарь
4.
  (от лат. static стоянка, стояние; substantia подстанция; то, на чем все стоит и чем удерживается) а) в алхимии вечные, не поддающиеся разложению и превращениям первичные вещества (субстраты), из которых образуются разные сложные веши, реактивы; б) в философии онтологическая категория, обычно обозначающая абсолютное основание всего сущего, безусловный субъект всех изменений. С. чаще всего понимают как такое предельное и самопорождающееся начало, в котором его сущность и существование совпадают, не различаются, а само оно, побуждая себя к действию, проявляется через атрибуты (необходимо-всеобщие формы) и бесчисленные акциденции (случайно-единичные свойства, модусы). В античной философии понятию С., вероятно, предшествовали близкие ему по смыслу понятия элемента, стихии и в особенности сущности (усии, идеи, эйдоса). Развитые мыслителями Древней Греции варианты соотношения сущности и явления отлились в последующей философской мысли в противостоящие друг другу материалистические и идеалистические учения о С. Так, согласно Демокриту, любая вещь состоит из вечных атомов, ее сущность от них неотделима и производив, плотна и телесна....
Философская энциклопедия
5.
  (от лат. substare поддерживать, подставлять) 1) в метафизике: первооснова бытия, существующая сама по себе и ни от чего не зависящая; неизменное и единое во всем многообразии сущего; пребывает глубже воспринимаемых и постигаемых свойств вещей. У Б.Спинозы: есть только одна Субстанция Бог как Природа. У Г.Лейбница субстанций (монад) неопределенно много. 2) Западная мысль ХХ века отказывается от этого понятия: "Понятие субстанции само по себе смутно, двусмысленно, возможно, вообще неприложимо к миру в его полноте; но главное, что субстанция, даже если предположить, что она найдена, может оказаться несущественной" (Г.Марсель). 3) В русской философии: духовная основа бытия, основа всякой религиозности, "творчески-формирующая, притягательно-отталкивательная сила, существо которой состоит именно, с одной стороны, в ее формирующей действенности, а с другой в ее идеальной значимости, как луча абсолютного света" (С.Франк). ...
Краткий религиозно-философский словарь
6.
  В узком смысле вещь в себе,  которая характеризуется негеометрической протяженностью, самостоятельностью, самопроницаемостью, самосознанием-связью, довременностью, дорациональностью, ологиченностью, бесструктурностью. С. абсолют по отношению к ее производным. Возникает как статистическая детекция виртуального недобытия. С. имперсональна и безлична. Представляет собой сгусток предельных тонических потенциалов. ...
Краткий философский словарь
7.
  (лат. substantia сущность, нечто, лежащее в основе) философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей (например "вода" Фалеса, "огонь" Гераклита). В средние века  вопрос о С. решался прежде всего в споре о субстанциальных формах (номинализм, реализм). В философии Нового времени категория С. трактовалась достаточно широко; можно выделить две точки зрения. Первая связана с онтологическим пониманием С. как предельного основания бытия (Ф.Бэкон, Спиноза, Лейбниц). Вторая точка зрения на С. гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Локк, Юм). Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений С. сохраняется и количество ее в природе остается неизменным, может быть отнесен к "аналогиям опыта". Гегель определял С. как целостность...
История Философии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины