Поиск в словарях
Искать во всех

Философский энциклопедический словарь - демократия

 

Связанные словари

Демократия

демократия
(от греч. demos-народ и kratos — власть) — 1. Форма государственно-политического устройства, к-рой присущи следующие признаки: признание воли большинства в качестве источника власти, установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможности управлять процессами общественной жизни, выборность осн. органов власти, верховенство закона. Возникает в период разложения первобытнообщинного строя вместе с появлением государства. Ее конкретно-исторические формы генетически обусловлены способом производства и спецификой социально-политической жизни об-ва; она “служит, в конечном счете, производству и определяется, в конечном счете, производственными отношениями данного общества” (Ленин В. И. Т. 42. С. 276). Каждая последующая ступень развития об-ва предоставляет большие возможности для реализации демократических прав и свобод и вместе с тем создает известные ограничения для полного воплощения принципов Д. Существуя в условиях разделения об-ва на классы, Д. неизбежно носит классовый характер и служит реализации господства того класса, в руках к-рого находятся средства производства  и политическая власть. Д. зачастую становилась формой диктатуры господствующего класса. 2. В широком смысле слова Д.— форма организации и функционирования самоуправляющегося общественного организма (понимаемого и как отдельный социальный институт,  и как определенная сфера общественной жизни), основанная на принципах равного права всех членов об-ва (организации, коллектива) принимать участие в управлении им, выборности руководящих органов, их подотчетности выборщикам. В этом смысле Д. существует не только в политической сфере, но и в др. сферах общественной жизни — в экономике (производственная Д.), в деятельности общественных организаций, не входящих в политическую систему об-ва. Различают непосредственную и представительную Д. При первой осн. решения принимаются самими избирателями (на народных собраниях, путем референдумов), при второй — выборными учреждениями (напр., парламентами). В условиях перестройки на основе восстановления и развития ленинской концепции взаимосвязи Д. и социализма должно произойти коренное изменение всей системы общественных отношений, преодолено отчуждение трудящихся от собственности, от самого процесса труда, управления и духовных ценностей. Этому призвана служить политическая реформа, осн. цель к-рой — радикальная демократизация всей политической системы, утверждение социалистического самоуправления народа, т. е. власти трудящихся, действующей в их интересах и осуществляемой ими же самими. Обновление социализма требует нового видения Д. и серьезных усилий по реализации ее потенциала не только в политической, но и в др. областях общественной жизни. В центре этих усилий — повышение роли личности в об-ве, превращение каждого труженика в реального собственника средств производства, жизненно заинтересованного в эффективной и качественной работе, в выработке и выполнении управленческих решений, в контроле за деятельностью руководителей. Этим же целям соответствуют и новая концепция централизма, и курс на повышение роли Советов, трудовых коллективов и общественных организаций, четкое разграничение прав и функций государственных органов разного уровня, укрепление правопорядка, формирование социалистического правового государства. На подъем творческой активности масс и перестройку общественного сознания направлено развитие гласности, критики и самокритики, требование безусловного учета общественного мнения при выработке решений и др. форм демократизации духовной жизни.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (от греч. demos народ и kratos власть) форма государственно-политического устройства общества, при которой народ является источником власти. Признается право народа участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод. ...
Философский энциклопедический словарь
2.
  форма гос.-политич. устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на принципах равенства и свободы. Термин «Д.» употребляется также применительно к организации и деятельности отд. политич. и социальных институтов, напр. партийная Д., производств. Д. Д. как форма гос.-политич. устройства возникла вместе с возникновением гос-ва, заменившего первобытнообщинное родовое и племенное самоуправление. В отличие от иных форм гос. устройства, при Д. официально признаётся власть большинства, равноправие граждан, верховенство закона, осуществляется выборность осн. органов гос-ва и т. п. Различают непосредств. и представит. Д. В первом случае осн. решения принимаются непосредственно избирателями (напр., на нар. собраниях, посредством референдумов), во втором выборными учреждениями (напр., парламентами). Но в условиях эксплуататорского общества демократич. формы и институты неизбежно остаются ограниченными и формальными, а посредством Д. как формы гос-ва осуществляется господство того класса, в руках к-рого находятся средства произ-ва и политич. власть. Наиболее развитый историч, тип Д. в...
Советский философский словарь
3.
  (от греч. demos — народ, kratos — власть, правление) — форма правления, при которой граждане лично или через избранных представителей осуществляют право принятия (политических) решений. Д. основывается на признании народа в качестве источника власти и предполагает власть большинства, равноправие граждан, верховенство закона и т.д. При непосредственной Д. основные решения принимаются самими избирателями (напр., посредством референдумов), при представительной Д. решения принимаются выборными учреждениями (напр., парламентами). Форма правления, где власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, гарантирующих меньшинству осуществление определенных индивидуальных или коллективных прав (таких, напр., как свобода слова, вероисповедания и т.д.), называется либеральной, или конституционной, Д. Впервые демократический образ правления утвердился в Др. Греции. Отцом греч. Д. считается Солон, начавший в 594 до н.э. реформу государственного устройства Афин. Первые письменные фиксации слова “Д.” встречаются, однако, лишь в текстах втор. пол. 5 в. до н.э. (Эсхил, Геродот). Понадобилось не менее полувека, чтобы осмыслить...
Альтернативный философский словарь
4.
  (от греч. demos и kratos народовластие) форма общественно-политического устройства, при котором власть становится результатом законно осуществляемого волеизъявления общества в целом ("народа"). Основывается на правовом равенстве граждан. Различны оценки демократии от лучшей из возможных форм общественного устройства до "демонократии" (Г.Федотов). В нынешней России: "демократия это свобода от ответственности" и "это нехристианское изобретение". Аргументы защитников демократии: 1) Она опирается на уважение к достоинству человека, понимание основных нужд его природы. 2) Общество способно само себя организовать и направлять свое развитие, поэтому авторитаризм следует отвергнуть во имя свободы и прав человека. 3) Демократия гарант самореализации и инициативы человека, его права на риск и действие в неопределенных ситуациях, когда никакой авторитет ничем не поможет. 4) Демократия означает готовность и умение согласовывать различные или взаимно противоречивые интересы с точки зрения общего блага. 5) "Всеобщая Воля" источник законных политических установлений, она же определяет, что является общим благом. 6) В условиях...
Краткий религиозно-философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины