Поиск в словарях
Искать во всех

Философский энциклопедический словарь - венский кружок

 

Связанные словари

Венский кружок

венский кружок
— объединение, послужившее идейным и организационным ядром логического позитивизма. Вырос на основе семинара, организованного в 1922 Шликом при кафедре философии индуктивных наук в Венском ун-те. В В. к. входили: Карнап (с 1926), Ф. Вайсман, Г. Фейгль, О. Нейрат, Г. Ган, В. Крафт, Ф. Кауфман, Гёдель и др. С В. к. сотрудничали Франк, Э. Кайла, А. Бламберг, И. Йергенсен, Айер и др. В. к. явился непосредственным преемником идей махизма. Его участники восприняли и ряд идей Витгенштейна — концепцию логического анализа знания, учение об аналитическом характере логики и математики, критику традиционной философии как лишенной научного смысла “метафизики”. Осуществив синтез позитивизма махистского толка с идеями логического анализа знания, участники В. к. сформулировали осн. положение логического позитивизма в наиболее полной и четкой форме. В 1929 Карнап, Ган и Нейрат опубликовали манифест “Научное миропонимание. Венский кружок”. В это же время происходит окончательное организационное оформление В. к. и устанавливаются международные связи с др. неопозитивистскими группами (помимо тех контактов, к-рые В. к. имел с группой Рейхенбаха — В. Дубислава в Берлине) (Неопозитивизм). С 1930 В. к. издает совместно с группой Рейхенбаха журнал “Erkenntnis” (“Познание”). В 30-х гг. участники В. к. активно разрабатывают идеи логического позитивизма. К концу 30-х гг. В. к. прекращает свое существование. Непосредственным преемником В. к. являлся логический эмпиризм. 

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  группа, явившаяся идейным и организац. ядром движения логического позитивизма. В. к. возник на основе семинара, организованного в 1922 Шликом при кафедре философии индуктивных наук Венского ун-та. В. к. объединял ряд молодых учёных, скептически относившихся к возможностям традиц. философии. Выдвигавшаяся ими программа развития «науч. философии» получила позитивистскую направленность. В В. к. входили: Р. Карнап, Ф. Вайсман, Г. Фейгль, О. Нейрат, Г. Ган, В. Крафт, Ф. Кауфман, К. Гёдель и др. С В. к. сотрудничали: группа X. Рейхенбаха в Берлине, Ф. Франк (Чехословакия), Э. Кайла (Финляндия), А. Вламберг, Э. Нагель (США), Й. Йоргенсен (Дания), А. Айер (Великобритания) и др. На формирование идейных установок В. к. значит. воздействие оказал махизм, для к-рого были характерны негативное отношение к традиц. «метафизике», к классич. филос. проблематике и узкосциентистская (см. Сциентизм) трактовка гносеологич. и методологич. вопросов. В. к. воспринял также субъективно-идеалпстич. установки логического анализа философии (в частности, Л. Витгенштейна) концепцию сведения философии науки к логич. анализу языка науки и учение об аналитич. характере логики и...
Советский философский словарь
2.
  неформальное объединение интеллектуалов, которое было в 1920-30-е годы идейным и организационным центром философии неопозитивизма. Кружок возник в 1922 на основе семинара при кафедре философии индуктивных наук Венского ун-та. Организатором и идейным вдохновителем В.к. был Шлик, незадолго до этого ставший руководителем этой кафедры. Первоначально в работе кружка участвовали преподаватели и студенты-философы, однако впоследствии его состав расширился. Высокий уровень дискуссий и их направленность определялась в первую очередь составом В.к. Он объединял компетентных в современной науке философов (Шлик, Карнап, Нейрат, Ф. Вайсман, Ф. Кауфман, Э. Цильзель, Крафт, Г. Фейгл, Г. Бергман и др.) и интересующихся философско-методологическими проблемами ученых, в основном математиков и физиков (Гёдель, К. Менгер, Г. Ган и др.). Значительным влиянием в кружке пользовались идеи Витгенштейна. Хотя сам он не принимал участия в заседаниях В.к., он обсуждал философские проблемы с Шликом и Вайсманом, с которыми был лично знаком. По мере того, как кружок становился главным центром научно ориентированной философии, к его работе подключались...
Современная западная философия
3.
  группа ученых и философов, в 1920-е ставшая центром разработки идей логического позитивизма. В.К. был организован в 1922 Шликом на основе семинара при кафедре философии индуктивных наук Венского университета ("кафедре Маха").В В.К. входили: Карнап, Нейрат, Ф.Вайсман, Г. Фейгль, Гёдель, Г. Хан, Ф. Кауфман и др. После того, как В.К. получил международное признание, с ним стали сотрудничать Э. Нагель (США), Айер и др. Участники В.К. выдвинули программу создания новой научной философии на основе идей Маха и "Логико-философского трактата" Витгенштейна. Главной целью этой философии, являвшей собой платформу В.К., правомерно полагать программу достижения единства знания о мире в контексте переосмысления традиционных максим метафизики. Используя элементы традиционного эмпиризма в духе Юма, идеи Маха о том, что научными являются лишь высказывания о наблюдаемых феноменах, а также тезис Витгенштейна о том, что осмысленные предложения являются таковыми потому, что они описывают определенные факты, представители В.К. разработали программу обновления научного и философского знания. Основным инструментом этой теоретической реконструкции...
История Философии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины