Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь аналитической психологии - апперцепция

 

Связанные словари

Апперцепция

апперцепция
(Apperception; Apperzeption) термин, принадлежащий в равной степени общей психологии; обозначает зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его личностных и индивидуальных особенностей. Юнг различает активную и пассивную апперцепцию:

"<...> первая есть процесс, при котором субъект от себя, по собственному побуждению, сознательно, со вниманием воспринимает новое содержание и ассимилирует его другим, имеющимся наготове содержанием; апперцепция второго рода есть процесс, при котором новое содержание навязывается сознанию извне (через органы чувств) или изнутри (из бессознательного), и до известной степени принудительно завладевает вниманием и восприятием. В первом случае акцент лежит на деятельности нашего эго, во втором на деятельности нового самообеспечивающегося содержания. Апперцепция может быть направленной и ненаправленной. В первом случае речь идет о "внимании", во втором о "фантазии" или "сновидении". Направленные процессы являются рациональными, ненаправленные иррациональными" (CW 8, par. 294).

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  Словообразование. Происходит от лат. ad к perceptio воспринимаю. Автор. Г.Лейбниц. Категория. Теоретический конструкт для объяснения феноменов восприятия. Специфика. Влияние предшествующего опыта и установок индивида на восприятие предметов окружающего мира. Лейбниц разводил понятия перцепции, как смутной презентации душе какого-либо содержания, и апперцепции, как ясного, отчетливого и осознанного видения этого содержания. После Лейбница понятие апперцепции использовалось прежде всего в немецкой философии (И.Кант, И.Гербарт, В.Вундт и др.), где оно считалось проявлением спонтанной активности души и источником единого потока сознания. Вундт превратил это понятие в универсальный объяснительный принцип. В гештальтпсихологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия. ...
Психологический словарь
2.
  (от лат. аdк perceptio -восприятие) старый философский термин, содержание которого на языке современной психологии можно интерпретировать как психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.).Термин "А." ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и А., понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации к.-л. содержания ("многого в едином"), а под А. ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия. А., по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания. В дальнейшем понятие А. развивалось в основном в нем. философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, А. рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант, не ограничивая А., подобно Лейбницу, высшей ступенью познания,...
Большой психологический словарь
3.
  механизм человеческой психики, феномен, который возникает при восприятии новой информации, фактов, событий и мнений, когда на понимание этого нового и отношение к нему существенно влияют уже имеющиеся у человека взгляды, подходы и ценности.Явление А. приходится учитывать в PR, рекламе, в деятельности СМИ и политической деятельности. Для этого, прежде всего, изучают воззрения, стереотипы мышления и поведения конкретной целевой аудитории, выясняют, кто для нее является "лидерами мнений", авторитетами, явными или скрытыми образцами для подражания. Ссылки на таких авторитетных для аудитории деятелей бизнеса, науки, спорта, политики, культуры используют при проводке в СМИ различных информаций, проведении рекламных кампаний, на выборах, а также при проведении пресс-конференций, презентаций, конференций с потребителями на тему качества и пользы товаров и т. п. Еще используют цитаты из наследия классиков прошлого.Рекламе приходится чутко улавливать изменения в воззрениях широкой общественности и узких целевых групп. Напр., на наших глазах резко снизилось значение такого рекламного и маркетингового аргумента, как...
Нейролингвистическое программирование
4.
  свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия. Отражает зависимость восприятия от прошлого опыта и установок индивида, от общего содержания деятельности психической человека и его индивидуальных особенностей. Термин предложен немецким философом Г. Лейбницем, понимавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. Он развел перцепцию как смутную презентацию некоего содержания, и апперцепцию как ясное и отчетливое, осознанное видение душой этого содержания, как состояние особой ясности сознания, его сосредоточенности на чем-то. В гештальт-психологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия. Согласно Беллаку, апперцепция понимается как процесс, посредством коего новый опыт ассимилируется и трансформируется под воздействием следов прошлых восприятий. Такое понимание учитывает природу стимульных воздействий и описывает собственно процессы когнитивные. Апперцепция трактуется как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего осмысленное восприятие воспринимаемого объекта и выдвижение...
Словарь практического психолога

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины