Поиск в словарях
Искать во всех

Краткий религиозно-философский словарь - фетишизм

 

Связанные словари

Фетишизм

фетишизм

(от фр. fetiche чары) характерное для язычества суеверное почитание определенных вещей, понимаемых как места нахождения духов, способных исполнять желания их обладателей, содействовать их успехам, исцелять и защищать от вреда со стороны враждебных сил.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (от франц. fetiche -талисман, амулет, идол) поклонение неодушевленным предметам, к-рым приписываются сверхъ-естеств. свойства. Ф. — один из элементов религ. мировосприятия, входящий как сост. часть практически во все ранние формы религии и развитые религ. системы. Объектами поклонения фетишами -могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть естеств. происхождения или созданы человеком. Формы почитания фетишей также разнообразны: от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздя с целью причинить духу боль и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему просьбу. Ф. широко распространен и в совр. религиях, например поклонение «черному камню» в Мекке у мусульман, ступам-реликвариям с останками умерших монахов и аскетов в буддизме, многочисл. «чудотворным» иконам и мощам в христианстве. ...
Атеистический словарь
2.
  (фр. ietichisme. от порт. волшебство) в морали это совокупность ложных представлений о природе нравственных ценностей. Выражается в придании им внеисторического (естественного или сверхъестественного) характера; связан с догматизмом в морали и этическим абсолютизмом. Моральный Ф. имеет определенные социальные и гносеологические корни. В классово антагонистическом об-ве, где действуют стихийные социальные законы,  как показали еще К. Маркс и Ф. Энгельс, идеологические представления часто отрываются от тех социальных отношений, к-ры-ми они обусловливаются, и приобретают в головах людей вид неких абсолютов, довлеющих над их сознанием. Одна из разновидностей такого явления -моральный Ф., проявляющийся по-разному. Часто в сознании людей нравственные понятия настолько прочно срастаются с теми явлениями, к-рые они характеризуют с т. зр. их морального значения (напр., «Воровство есть зло»), что людям начинает казаться, будто эти явления имеют нравственный смысл сами по себе, независимо от породивших их социальных отношений и от общественной практики человека. Ф. такого рода не только присущ обыденному моральному сознанию, но и...
Словарь по этике
3.
  (франц. fetichisme, от fetiche идол, талисман), 1) религ. поклонение материальным предметам фетишам, к-рым приписываются сверхъестеств. свойства. Термин «фетиш» введён голл. путешественником В. Босманом в нач. 18 в. Франц. учёный Ш. де Брос в соч. «О культе богов фетишей» (1760, рус. пер. под назв.«О фетишизме», 1973) исследовал Ф. в религиях древних египтян, греков, римлян. Франц. просветители рассматривали Ф. как архаич. форму религии, непосредственно связанную с невежеством (см. П. Гольбах, Система природы, М., 1940, с. 220-21). Для Гегеля Ф.форма первоначальной, непосредств. религии колдовства, когда человек осуществляет косвенную власть над природой с помощью волшебного средства фетиша, достигая того, что ему нужно (см. «Философия религии», т. 1, М., 1975, с. 448). Характеристика Ф. в этнографии многозначна: Дж. Леббок основывал Ф. на первобытном веровании в возможность принудить божество исполнять желание человека; Тайлор, Спенсер и др. считали Ф. формой анимизма (фетиш вместилище духа). В мировых религиях Ф. сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «чёрного камня» у мусульман. с. А. Токарев. 2)...
Советский философский словарь
4.
  (португальское feitiсо — волшебство) — общественное от ношение (экономическое, идеологическое и т. п.) и соответствующее ему воззрение, приписывающее вещам самим по себе специфически социальные качества, а созданные культурой свойства принимающее за нечто природное. Метафизический материализм н просветительская критика видели в Ф. только иллюзию индивидуальных сознаний, следствие обмана и т. п. Марксизм же раскрыл объективное содержание Ф. Исторически первоначальная форма Ф. была порождена крайне низким уровнем культуры первобытного человека и выражалась в наделении предметов-фетишей чудесной способностью намеренно влиять на его жизнь (Магия, Тотемизм). Элементы Ф. сохранились почтя во всех совр. формах догматического сознания. Товарное, н особенно капиталистическое. производство делает Ф. присущим повседневной практике. Ее элементарная форма — фетишистский характер товара, при к-ром. происходит его персонификация и одновременно овеществление товаропроизводителей. Последним их отношения скажутся именно тем, что они представляют собой на самом деле, т. е. не непосредственно общественными отношениями самих лиц...
Философский энциклопедический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины