Поиск в словарях
Искать во всех

Краткий религиозно-философский словарь - предустановленная гармония

 

Связанные словари

Предустановленная гармония

предустановленная гармония

у Г.Лейбница (XVII в.): всесовершеннейшее гармоническое единство сущего, полная изначальная согласованность действий всех монад. Бог сотворил и скоординировал их самым разумным образом, поэтому наш мир лучший из всех возможных миров. Всякое зло или беспорядок только от нашего непонимания. Средоточием космической гармонии всего сотворенного является, по Лейбницу, высшая, прекрасная и величественная, нравственная гармония всех сотворенных духов, возглавляемых Богом "Монархом божественного Государства Духов". Мудрые и добродетельные люди призваны трудиться в согласии с этим порядком и с божественной волей, и в этом цель и счастье человеческой жизни. Столь последовательный метафизический оптимизм в философии встречается крайне редко. Вопрос Н.Лосского: почему наилучшим из возможных миров не должно быть признано Царство Божие? Если разумные духи получили возможность свободно действовать, тогда Бог не все определяет в мире; значит из всех возможных миров будет выбран не самый лучший, потому что тварным существам дано влиять на состояние мира. Тогда следует допустить, что Бог сам войдет в мир для активного содействия силам добра и правды, в качестве воплощенного Лица. (См. также ГАРМОНИЯ МИРА).

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  понятие, введённое в философию Лейбницем (1695) для объясне­ния всеобщей взаимосвязи и согласованности в мире. Согласно учений о П. г., развитому Лейбницем в 1696, субстанциальные элементы мира монады, будучи чисто психич. сущностями, не могут физически взаимо­действовать друг с другом; однако развитие каждой из них находится в изначально предустановленном богом соответствий с развитием всех др. монад и мира в целом. Благодаря этой сущностной гармонии возникает также гармония в явлениях (физич. детерминизм) и гармония между сущностью и явлением (согласие между конечными и действующими причинами, между душой и телом). Теория II. г. была направлена против окказионализма Н. Мальбранша и картезианского дуа­лизма (см. Картезианство), в рамках деизма в ней от­стаивалась имманентная закономерность природных процессов. ...
Советский философский словарь
2.
  — признание установленных богом гармонических причинно-следственных связей, всеобщей согласованности в материальной и духовной сферах. Учение о П. г. представляет попытку преодоления дуализма духовной и материальной субстанций. Намеки на П. г. есть у Декарта, в явном виде П. г. появилась у окказионалистов (А. Гейлинкс, Мальбранш). Понятие “П. г.” было несколько переработано Лейбницем, к-рый учил о П. г. всех монад во вселенной. Согласно Лейбницу, мир и каждое из наполняющих его существ развивается собственными силами, но сами эти силы созданы и избраны богом т. обр., чтобы предустановить наилучший миропорядок. Нек-рые стороны лейбницевского учения о П. г. были доведены до абсурда. Вольфом в его представлении об извечной целесообразности всего сущего, высмеянном Вольтером в “Кандиде” (1759). ...
Философский энциклопедический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины