Поиск в словарях
Искать во всех

Краткий религиозно-философский словарь - пиетизм

 

Связанные словари

Пиетизм

пиетизм

(от лат. pietas долг перед Богом, благочестие) распространившееся в XVIII в. в Германии реформистское движение, направленное против лютеранской ортодоксии, формализма ее теологии, слабости ее миссионерской работы и социального служения. Основатель пиетизма Ф.Шпенер (1635-1705). Пиетисты ставили на первое место строгую мораль, преданность религиозному долгу и семейным обязательствам, распространение Евангелия, сотрудничество в социальной работе, помощь бедным и др. Сохранялась верность Св. Писанию как основе личного благочестия и подчеркивалось значение индивидуального религиозного опыта. Пиетизм объясняли как христианский ответ на становление автономной личности в светской культуре и критиковали за ослабление чувства принадлежности к традиции, за религиозный индивидуализм, а Н.Бердяев за духовную бескрылость, приземленность практических интересов и недостаточную персоналистическую выраженность. Реформу в лютеранстве пиетизм не осуществил, но оздоровил ряд его сторон.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (от лат pietas благочестие) противостоящее ортодокс. протестантизму мистич. течение кон. 17—18 вв., ставившее чувства релчг. выше догматов религ. Основатель П. нем. теолог Шпенер отвергал церк. обрядность, подчеркивал необходимость для верующих личного переживания бога, к-рое позволяет утвердить высоконравств. принципы жизни и обрести «божеств. благодать». П. активно насаждал веру в чудеса, фанатизм, откровенную мистику. В широком смысле П. религ.-мистич. настроение, поведение. В связи с этим под П. обычно понимают показное благочестие, религ. ханжество. ...
Атеистический словарь
2.
  (от лат. pietas благочестие), направление протестантизма кон. 17-18 вв., тесно связанное с Просвещением и рационализмом. Как реакция на отвлечённость и догматич. окостенение протестантского (лютеранского) богословия П. стремился к пробуждению и обновлению религ. чувства и по своим внутр. тенденциям тяготел к традиц. филос. мистике, подчёркивая при этом значение практич. переустройства жизни. Осн. линия развития П. связана с именами Ф. Я. Шпенера (1635-1705, «Pia desideria», 1675) и А. Г. Франке (1663-1727), превратившего Галле в центр П. В стороне от осн. направления П. находилось учение Г. Арнольда (1666-1714), давшего в своей  «Непартийной истории церкви и еретиков» («Unparteyische Kirchen uad Ketzerhistorie», ?? l-4, 1699) резкую критику церк. жизни, пересмотревшего историю церкви с недогматич. нравств. позиций и отчётливо выразившего демократич.-социальную сторону П. Пиетизм нашёл отражение в творчестве Гёте, оказал известное влияние на Гер дера, имел существ. значение для Гамана, Новалиса, Шлейермахера и формирования нем. романтизма, способствуя художеств. и филос. постижению личности в её сложности и индивидуальной глубине. ...
Советский философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины