Поиск в словарях
Искать во всех

Краткий религиозно-философский словарь - модус

 

Связанные словари

Модус

модус

(лат. образ, вид, мера) у Б.Спинозы это индивидуализированное проявление Субстанции, напр., тело, если Субстанцию рассматривать в аспекте ее пространственной протяженности, или же индивидуальный ум духовном аспекте Субстанции. Множество телесных модусов образует видимую нами природу, но у Спинозы это еще не вся Природа, а только вечный "модус движения-и-покоя", охватывающий все конкретные модусы-тела. Все умы вместе тоже охвачены "абсолютно безграничным пониманием" вечным духовным модусом высшего порядка. Схемой "Субстанция атрибуты модусы" Спиноза выразил убеждение в том, что конечные вещи не могут быть поняты, минуя Бога.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (лат. modus мера, способ, образ, вид) философский термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему только в некоторых состояниях и зависящее от окружения предмета и тех связей, в которых он находится. М. противопоставляется атрибутунеотъемлемому свойству предмета, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. В логике М. разновидность некоторой общей схемы рассуждения. Чаще всего говорят о М., или формах, силлогизма (правильных и неправильных). К М., скажем, гипотетического силлогизма относятся М. поненс и М. толленс, к М. дизъюнктивного силлогизма М. толлендо поненс и М. понендо толленс. ...
Словарь по логике
2.
  (от лат. modus мера, способ, образ, вид) 1) в логике это понятие означает ту или иную разновидность умозаключений (например, модус силлогизма); 2) в философии свойство вещи, которое в одних условиях проявляется, а в других не проявляется. "М." противоположен "атрибуту", неотъемлемому свойству вещи, присущему ей во всех ее состояниях. Декарт рассматривал физические тела как М. протяженной субстанции, а состояния сознания как М. субстанции мышления. Спиноза трактовал протяжение и мышление как два атрибута единой субстанции, а тело и душу человека полагал за М.: тело М. протяжения, а душа М. мышления. Всякая вещь в качестве М. в ее определенности должна мыслиться как результат ограничения бесконечной субстанции; ограничение есть отрицание. Поэтому, согласно Спинозе, М. единичные проявления единой субстанции; это есть непосредственно данное; это то, что находится в чем-то ином и постигается через это иное. Гегель определяет М. как "внешнееабсолютного" и собственное обнаружение абсолютного. Развертывание абсолютного, по Гегелю, начинается с его абсолютного тождества и переходит к атрибуту, а от атрибута к М.; именно в М. абсолютное...
Философская энциклопедия
3.
  (от лат. modus мера, способ, образ, вид), 1) термин домарксистской философии, обозначающий свойство предмета, присущее ему лишь в нек-рых состояниях, в отличие от атрибута неотъемлемого свойства предмета; 2) в логике разновидность силлогизмов, определяемая формой и взаимозависимостью посылок и силлогистич. умозаключений. См. Силлогистика. ...
Советский философский словарь
4.
  (от лат. modus мера, способ) способ существования, вид и характер бытия или события. Modus vivendi образ жизни,  условия, делающие терпимой жизнь одного подле другого; modus procedendi характер мер, предпринимаемых для достижения цели; относительно modus rectus и modus obliquus см. Intentio. ...
Философский энциклопедический словарь
5.
  (лат. modus — мера, способ) — философский термин, применявшийся в домарксистской философии и обозначавший свойство предмета, присущее ему лишь в нек-рых состояниях, в отличие от атрибута. В философии Спинозы М. наз. все преходящие состояния субстанции, имеющие причину своего бытия не в себе самих, а в субстанции и ее атрибутах; в М. выражаются бесконечная множественность вещей и их преходящие качества, в к-рых находит свое проявление единая, вечная и бесконечная материальная субстанция. ...
Философский энциклопедический словарь
6.
  (лат. modus мера, образ, способ) философский термин, с помощью которого в 17-18 вв. обозначали свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута (неотчуждаемого свойства предмета). По определению Гегеля, М. есть "инобытие абсолютного, потеря последним себя в изменчивости и случайности бытия, переход абсолютного в свою противоположность без возврата в себя, лишенное целостности многообразие определений формы и содержания". ...
История Философии

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины