Поиск в словарях
Искать во всех

Краткий религиозно-философский словарь - мировой дух

 

Связанные словари

Мировой дух

мировой дух

высшая божественная сила мироздания, одухотворяющая природный мира. Нередко мыслилась как Мировая Душа или же как Мировой разум и трактовалась пантеистически. Напр., у Я.Бёме проводится различие идеального прообраза нашей земной Природы в замысле Божием Великой Тайны (Mysterium Magnum) и природы космической, которую оживляет Дух мира Spiritus mundi. В идеализме Гегеля: Абсолютная Идея безличного характера, действующая в основах мира. В идеал-реализме Н.Лосского Мировой дух сотворен и возглавляет всю космическую систему, создаваемую творчеством всех субстанциальных деятелей.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  термин идеа-листич. философии и теологии, употребляемый для обозначения якобы существующего объективно духа, к-рый не только составляет сущность материального мира, но и творит его. Нередко понятия «М. д.» («абсолютная идея» ) и «мировой разум»  употребляются в качестве идентичных, что в известных пределах оправдано. Однако, если в характеристике мирового разума идеализм мистифицирует рациональные аспекты сознания и деятельности человека,/то в понятие «М. д.» он включает еще и эмоционально-волевые аспекты. Поэтому М. д. для него это, как правило, единство познавательных, волевых и эмоциональных сил. Напр., согласно Гегелю, М. д. диалектически реализует себя в сфере чистой мысли (логика), в природе (инобытие М. д., идеи), в человеческом духе (история, социальные институты, индивидуальное и общественное сознание) . В религии, искусстве и философии М. д. завершает круг своего движения. Хотя для Гегеля М. д. является богом, он остается на почве рационализма. В персонализме (Лосский и др.) М. д. совершенная личность, некий мистич. деятель, выступающий посредником между сотворившим его богом и миром. Большинство религ. философов...
Атеистический словарь
2.
  волеизъявляющая, познающая и творящая, исходя из собственных целеполаганий, духовная сила, которая мыслится как принцип всего действительного. Идея мирового духа, испытав влияние учения Анаксагора и Платона о мировой душе, идет от Аристотеля (нус); она оказывала влияние также на стоиков, Плотина и Аверроэса. В христ. философии "мировой дух  был заменен Богом. После преодоления картезианского дуализма духа и материи идея мирового духа опять приобретает большое значение. Выражение "мировой дух" встречается у Гердера и Гёте, но у них оно употребляется больше в смысле всеоживляющей мировой души. Для Гегеля историческая действительность является развитием мирового духа, который, проходя все ступени природы и истории, "делает себя тем, что он есть в себе, своим делом, своим творением" ("Философия истории"). ...
Философский энциклопедический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины