Поиск в словарях
Искать во всех

Краткий религиозно-философский словарь - диалектика

 

Связанные словари

Диалектика

диалектика

(от греч. dialegesdai обсуждать в диалоге) у Сократа и Платона искусство ведения философского диалога с целью достижения истины, умение соотносить разные точки зрения на изучаемый предмет, чтобы получить всеобъемлющее и убедительно обоснованное его понимание. Искусство диалектики было почти забыто, а благодаря философии Гегеля во многом дискредитировано: "Гегель придал этому слову новое, ложное значение. Насколько вообще можно понять мысль Гегеля ибо выражается он крайне путано и сложно природа как бы дискутирует сама с собой. Вследствие этой дискуссии возникает движение, появляются различные существа и т.д." (Ю.Бохеньский). Натуралистический характер придал диалектике марксизм. Но есть у Гегеля и другое: диалектика путь мыслящего Духа к самоосознанию через полагание противоположности себе, чтобы затем в синтезе обрести себя.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (греч., первонач. значение термина искусство вести беседу, рассуждать) — учение о развитии. В домарксистской философии существовали 3 осн. формы Д.: стихийная Д. древних, идеа-листич. нем. Д. кон. 18 — нач. 19 в. и Д. рус. революц. демократов 19 в. Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистич. Д. Гегеля. Освоив достижения Д. Гегеля, К. Маркс коренным образом переработал ее и создал материалистич. Д., к-рш не только отлична от гегелевской, но и составляет ее прямую противоположность. У Гегеля в основе диалектич. процесса лежит развитие мышления, оторванного от человека и превращенного в самостоят, субстанцию. В основе Д. вещей у Гегеля лежит Д. понятий. С марксистской т. эр. Д. наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутр. противоречиями. Объективная Д. (движение и развитие природы и общества) определяет субъективную Д., т. е. движение чело-веч. понятий. В. И. Ленин определял диалектику как самое полное, всестороннее и богатое содержанием учение о развитии. Осн. законами диалектики являются: единство и борьба...
Атеистический словарь
2.
  I. Д. околофилософская дисциплина (не наука), спекулятивно анализирующая несопряженное знание и обслуживающая различные мировоззренческие потребности. Само мировоззрение обычно не поддается диалектическому рассмотрению. Значение Д. сильно преувеличено. Д. эвристический метод, применимый к различным гносеологическим явлениям пограничного характера. С помощью Д. можно рассматривать субъективное по отношению к объективному, субъективную реальность по отношению к фиктивному, а также стыковки различных научных и мировоззренческих фикций друг с другом. Д. связана с несовершенством человеческого знания и не применима к объективному миру. Одно время была традиция применять Д. к натурфилософии, различным попыткам систематизации тех или иных естественнонаучных фактов. Уже в этом смысле Д. превращается в особого рода макростатистику. Так называемые законы Д. оказываются никем не выведенной поверхностной суперстатистикой, основания которой глубоко скрыты, хотя и объясняются чисто гносеологическими причинами. Называть Д. наукой о наиболее общих законах развития или даже просто наукой о развитии более чем...
Краткий философский словарь
3.
  научно-философский метод объяснения и описания наиболее общих законов развития природы, общества и человеческого сознания. Первоначально под Д. понималось учение об искусстве вести беседу посредством вопросов и ответов, когда приходится усиливать или ослаблять посылки, изменять определения. Аристотель называет Зенона "создателем диалектики" Д. как субъективного метода исследования проблем. Гераклит выдвинул в качестве первого конкретного понятия становление, "высокое и целостное понятие", как говорил Гегель, в котором существование и несуществование выступают как стороны, в равной степени абстрактные и пустые, ибо истинно существует только конкретное, то, что дано в сложной взаимосвязи, изменении. Непрерывный процесс движения лежит в основе сущего. В нем всякая вещь и всякое свойство переходят в свою противоположность. Своеобразную оппозицию Гераклиту представлял Парменид, который отрицал конкретное понятие становления и преувеличивал один из моментов его (бытие), не приемля другой момент (небытие). Зенон своими парадоксами поставил в отрицательной форме важные вопросы о диалектической природе движения и...
Философская энциклопедия
4.
  (от греч. dialektike" (techne) — искусство вести беседу, спор) — филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и развития. Элементы Д. имеются во всякой философии, отстаивающей идеалы коллективистического общества (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество). Такие элементы были, в частности, еще в философии Гераклита, прозванного за неясность (“диалектичность”) изложения своих идей Темным. Позднее Д. как учение о противоречии возродилась в средневековой философии, прежде всего в христианской концепции Бога, челове ка и человеческой истории. Как связная и универсальная теория Д. впервые была построена в 19 в. Г.В.Ф. Гегелем. Она была активно подхвачена марксизмом, которому не удалось, однако, ни углубить, ни прояснить основные идеи Гегеля. В 20 в. Д. пытались разработать марксизм-ленинизм и неомарксизм, однако без особого успеха. В частности, в неомарксизме Д. свелась к идее универсального развития, радикально отрицающего свои предшествующие ступени (“негативная Д.”). ...
Альтернативный философский словарь
5.
  учение о наиболее общих закономерных связях и ста, новлении, развитии бытия и познания и основанный на | этом учении метод творчески познающего мышления. Д. есть филос. теория, метод и методология науч. .познания и творчества вообще. Теоретич. принципы Д. составляют существ. содержание мировоззрения. Т. о., Д. выполняет теоретич., мировоззренч. и методологич. функции. Осн. принципы Д., составляющие её стержень всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. Диалектич. мышление как реальный познавательнотворч. процесс возникло вместе с человеком и обществом. Мера диалектичности человеч. мышления определяется уровнем развития обществ. практики и соответственно степенью познания Д. бытия, адекватное отражение к-рого является необходимым условием разумной ориентации человека в мире и преобразования его в интересах людей. Осмысление этого реального познават. процесса восходит к древней культуре Востока, достигнув своей более зрелой формы в античности, создавшей непреходящие образцы пластичности диалектич....
Советский философский словарь
6.
  (от греч. dialektike [techne] искусство вести беседу) искусство аргументации, наука логики.  Для Сократа диалектика искусство вести беседу с целью выяснения понятий, для Платона высшая наука, метод познания идей; у софистов диалектика превратилась в интеллектуальное оружие в борьбе за существование. Начиная со средних веков и до 18 в. диалектика служила обозначением для обычной (школьной) логики. Кант понимает под диалектикой псевдофилософствование и называет ее "диалектикой иллюзий" за то, что она хочет прийти к познанию (метафизическому) действительности, не опираясь с необходимостью на опыт, чисто умозрительным путем. "Трансцендентальная диалектика" Канта это критика "диалектической иллюзии", "критика разума и рассудка в отношении их гиперфизического употребления", т.е. в той мере, в какой они претендуют на сверхъестественные успехи в познании. Для Гегеля диалектика есть "использование в науке закономерности, заключенной в природе мышления, и в то же время сама эта закономерность" ("Энциклопедия философских наук"). Диалектика движение, которое лежит в основе всего как подлинно духовная действительность, и в то же время...
Философский энциклопедический словарь
7.
  (греч. dialegomai — веду беседу, рассуждаю) — наука о всеобщих законах развития природы, об-ва, человека и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, и само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия  с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин “Д.”. Первоначально этим термином (dialek-tike techne — “искусство диалектики”) обозначались: I) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятии, разделения вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем Д. Зенона Элейского, к-рый подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает “Д.” от “аналитики” как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как...
Философский энциклопедический словарь
8.
  философская концептуализация развития, понятого как в онтологическом, так и в логико-понятийном его измерениях, и соответственно конституирующаяся в историко-философской традиции как в качестве теории, так и в качестве метода. Исходно в античности искусство вести беседу, спор; философский диалог, противостоящий риторике и софистике. Сам термин "Д." впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений. Создателем первой формы философской Д. принято считать Гераклита, придавшего традиционным мыслям об изменениях абстрактно-всеобщую и в то же время не порывающую с образами форму. Большой вклад в становление античной Д. внесла элейская школа, выявившая глубинную Д. сущего, не укладывающегося в логику понятий. Замечательные образцы античной Д. встречаются в учении Платона, осмыслявшего Д. движения и покоя, различия и тождества, а само бытие трактовавшего как активно самопротиворечивую координированную раздельность. Диалектические идеи Платона нашли свое дальнейшее развитие в учении Аристотеля и в неоплатонизме,...
История Философии

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины