Поиск в словарях
Искать во всех

Краткий религиозно-философский словарь - грех

 

Связанные словари

Грех

грех

(греч. amartia ошибка, промах) 1) Поступок вопреки воле, заповедям и замыслам Божиим, а также мысли и слова, ведущие к таким поступкам. 2) Состояние человеческой души как следствие греховного выбора и действия, выражающееся в неправильной ориентации человеческой воли, ослаблении и угасании высших нравственных и познавательных способностей, а также в дисгармонии души, в страстях, в озабоченности самоутверждением; другие следствия греха разлад в основах социальной жизни и в отношениях с природой. 3) Грех в стремлении человека быть самодостаточным, в закрытости к Высшему, в выпадении из благодати, в отрицании благости и любви Божией, в нежелании возлагать на Бога основную жизненную надежду. Грех может прельщать (т.н. "сладость греха"), но по существу он лишен радости и надежды. Грех ведет к глупости. Следствие греха смерть. 4) В Св. Писании происхождение греха связывается со срыванием плодов с "древа познания" с решением Адама разорвать отношения любви и доверия к Богу и независимо от Него овладевать миром "быть как боги". Грех отказ от призвания человека, уход с пути святости, в конечном итоге "нехватка подлинной человечности" (Каллист, еп. Диокликийский). ё5) Психология косвенно подтверждает учение о грехе, напр., фрейдизм в терминах мирской культуры описывает греховную блудную страсть libido. 6) Важна правильность реакции на грех не в духе самобичевания, подавленности, страха, нетерпимости или ненависти к себе или другому грешнику. Гуманистическая психология настаивает на трезвости понимания, любви к грешнику при осуждении самого греха и на активном желании стать лучше, стать полноценными людьми: "осознание греха означает признание сил человека, а не его бессилия" (Э.Фромм). Сравн.: "Грех может быть и старше грехов, но невинность еще старше" (П.Рикёр). 7) Христианство настаивает, что спасение от греха не является делом чисто человеческим, оно невозможно без определенных духовных усилий, решимости воли и содействия благодати: в конечном счете освобождает Христос.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  по релит, представлениям, нарушение божеств, предписаний, совершенное или замышляемое человеком под влиянием злой воли или под воздействием внешних злых сил и закрывающее ему путь к спасению в загробном мире. Эта мистификация этич. категории вины призвана страхом ответственности перед сверхъестеств. силами удержать верующего человека в жестких рамках моральных установок той или иной религии. Теоретически к Г. относится лишь несоблюдение определенных религ.-церк. норм, устанавливаемых каждой конфессией в соответствии со своими интересами и выдаваемых за данные свыше. Но практически понятие Г. духовенство всех религий распространило и на нерелиг. сферы жизни, отнеся к нему любое деяние, противоречащее интересам господств. классов эксплуатат. общества. Так, напр., по вероучению Рус. правосл. церкви, Г. считалось сомнение в богоустановленности царской власти, отказ видеть в царях помазанников божиих, покушение на частную собственность, осуждение эксплуатации человека человеком, пропаганда идей соц. равенства и т. п. Такое расширительное толкование Г. давало возможность духовенству объявлять Г. все то, что...
Атеистический словарь
2.
  понятие, в к-ром выражается специфически религиозное понимание вины человека: это вина не перед об-вом или др. человеком, а перед богом. С поня-чием Г. связано и религиозное истолкование искупления вины. Наряду с личными прегрешениями отдельных людей, к-рые могут быть искуплены раскаянием, молитвой, добрыми делами, в некоторых религиях, напр. в христианстве, признается т. наз. первородный Г. Это вина, якобы лежащая на всем роде человеческом вследствие согрешения прародителей человечества Адама и Евы. Согласно библейскому преданию, они были изгнаны из рая (Эдемского сада), когда нарушили запрет бога не вкушать плодов с древа познания. Отсюда с т. зр. религиозного учения все беды человечества, существование зла на земле и все частные прегрешения людей, совершаемые с тех пор. ...
Словарь по этике
3.
  в религ. этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли бога. Понятие Г. выделяется из более древнего и внеморального понятия «скверны» (как бы физич. заразы или нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретовтабу); теология выделяет «первородный» Г. первых людей, последствия к-рого наследуются их потомками. Формализованное учение о пределах и мере Г. в каждой возможной ситуации характерно для иудаизма и католицизма (см. Казуистика). ...
Советский философский словарь
4.
  поступок вопреки воле, порядку и намерениям Бога. См. Первородный грех. ...
Философский энциклопедический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины