Поиск в словарях
Искать во всех

Краткий религиозно-философский словарь - атрибут

 

Связанные словари

Атрибут

атрибут

(от лат. attribuo придавать) необходимый признак вещи или субстанции; у Спинозы атрибут выражает сущность Субстанции.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (от лат. attribue придаю, наделяю) характерный признак субстанции; необходимое и существенное свойство предмета, присущее ему во всех состояниях и при любых условиях. Философское понятие А. противоположно по своему смыслу таким философским понятиям, как "акциденция" и "модус", которые обычно определяют как случайное и (или) единичное проявление субстанции, сущности. Аристотель в своей "Метафизике" различил в бытии субстанцию и акциденцию; А. субстанциальное свойство, вещь не существует без своих атрибутов. Декарт признавал два А. протяжение как неотъемлемое свойство материальной субстанции и мышление как существенное свойство души, второй субстанции. Спиноза постулировал бытие единой субстанции-природы, а атрибутами ее полагал протяженность и мышление. А., по Спинозе, это то, каким образом рассудок постигает сущность абсолютного, содержимое субстанции; каждый А. бесконечен, должен выражать целокупность субстанции и постигаться из себя самого. Лейбниц рассматривал субстанцию как единство субъекта и предиката, вещи и свойства, носителя и носимого, и в этом смысле в субстанции следует различать ее А. и их общий носитель....
Философская энциклопедия
2.
  (от лат. attribuo — придаю, наделяю) — необходимое, существенное свойство объекта. Напр., А. материальных вещей — протяженность, вес, цвет и т.п. Уже Аристотель отличал постоянные А. от акциденций — случайных, преходящих состояний. В дальнейшем под А. понималось: то, что необходимым образом присуще духовной или материальной субстанции; то, что выражает природу вещи; то, без чего данную вещь нельзя помыслить. А. подразумевает необходимое отношение к некоторой субстанции, но он сам не может быть субстанцией или существовать без нее. Р. Декарт считал протяженность и мышление двумя исходными и основными А. реальности. Обычно термин “А.” использовался в филос. системах, предполагавших материальную или духовную субстанцию. После Д. Юма и И. Канта понятие субстанции существенным образом изменилось и под А. стали иметь в виду необходимое, неотъемлемое свойство любого объекта. Понятие А. достаточно широко используется и в современной философии — обычно для обозначения необходимо присущих свойств. Выделяются, напр., пять А. реальности: энергия (источник движения), пространство (протяженность), время (изменение), сознание (активное...
Альтернативный философский словарь
3.
  (от лат. attribuo придаю, наделяю), необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта. Напр., А. материи движение. Термин «А.» встречается уже у Аристотеля, отличавшего постоянный А. от случайных, преходящих состояний, т. е. акциденций. ...
Советский философский словарь
4.
  (от лат. attribuo наделять) признак, примета, существенное свойство. ...
Философский энциклопедический словарь
5.
  (лат. attribuo — придаю, наделяю) — неотъемлемое свойство предмета, без к-рого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Аристотель отличал А. от акциденций. Декарт рассматривал А. как осн. свойство субстанции. Поэтому в качестве А. телесной субстанции у него выступает протяженность, а А. духовной субстанции — мышление. Спиноза считал протяженность и мышление А. единой субстанции. Фр. материалисты 18 в. А. материи считали протяженность и движение, а нек-рые (Дидро. Робине) — и мышление. Термин употребляется и в совр. философии. ...
Философский энциклопедический словарь
6.
  (лат. attribuo придаю, наделяю) неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. Еще Аристотель отличал постоянный А. от случайных, преходящих состояний, так называемых акциденций. Декарт рассматривал А. как основное свойство субстанции. Важнейшим А. телесной субстанции в учении Декарта является протяженность, а А. духовной субстанции является мышление. Философы-материалисты 18 в. важнейшими А. материи считали протяженность и движение. А. материи в диалектико-материалистической философии признавались движение, пространство, время, а также системность и отражение. Термин "А." употребляется и в современной философии (философская антропология,  неотомизм, персонализм и др.). ...
История Философии

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины