Поиск в словарях
Искать во всех

Краткий религиозно-философский словарь - антропоцентризм

 

Связанные словари

Антропоцентризм

антропоцентризм

(от греч. anthropos человек и лат. centrum центр) 1) В античной философии выразился в явно атеистическом положении "Человек есть мера всех вещей" (Протагор). 2) Убеждение, что человек высшее существо в мироздании и поэтому он вправе использовать по своему усмотрению все низшее, не заботясь о нравственных вопросах, которые возникают только в отношениях между людьми, но не между ними и "низшей природой". Подобный антропоцентризм уступка искушению присвоить мир к себе; он характерен для постхристианской цивилизации и убедительно критикуется любой из традиционных религий, экологистами, космистами и др. "Этот окончательно оказавшийся в центре человек явление очень небольшого калибра" (о. А.Шмеман)." 3) Иудейско-христианская традиция антропоцентрична по-иному: Бог создал человека по Своему образу и подобию и вверил ему мир, чтобы человек, действуя в духе праведности и святости, возглавил сущее, преодолел действие противящихся Богу сил хаоса, зла, деградации и смерти и возвел природный мир своим трудом к высшим ступеням бытия. Грехопадение это отказ человека исполнять свою миссию. После него история взаимоотношений Бога, человека и мира становится драмой спасения, главное в которой жертвенный подвиг Богочеловека Иисуса Христа. Через Него человек спасается для жизни будущего века, а вместе с человеком и вся природа. В результате человек космически централен и в своем высшем призвании, и в истории спасения, но это центральность искупленного, а не естественного человека. Антропоцентризм здесь производен от христоцентризма. (См. также: ГОСПОДСТВО НАД ПРИРОДОЙ).

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (греч. anth-ropos — человек, лат. centrum -центр) — религ.-идеалистич. взгляд на человека как центр и высш. конечную цель мироздания. А. утверждает наличие в мире объективных внечеловеч. целей и целесообразности, смыкается с телеологией. Наибольшее развитие А. получил в иудаизме, христианстве, исламе, где пронизывает космоло-гич. и космогонич. представления, эсхатологич. концепции историч. процесса. Развитие естествознания (Коперник, Галилей, Дарвин, Эйнштейн и др.) в союзе с материалистич. философией разрушило А., показало отсутствие в миресверхъ-естеств. целеполагающего начала. Науч. мировоззрение раскрыло объективные естеств. законы развития природы, возникновения и развития общества и человека, объяснило причинную обусловленность целенаправл. человеч. деятельности и доказало несостоятельность ? ...
Атеистический словарь
2.
  трактовка человеческого бытия как цели мирового процесса, а позиции человека в мире как центральной. А. существует в различных религиозных, обыденных и научных формах. С ним, например, связана идея принципиально неограниченной преобразовательной деятельности человека. Серьезные аргументы против А. возникают в связи с обострением экологического кризиса, а также в процессе выявления познанием объектов, сравнимых с человеком по совершенству. Проблема взаимодействия человека со сложными самоорганизующимися системами (например, с природными комплексами) вынуждает рассматривать позицию человека как требующую постоянной корректировки, учета логики отношений, в которые человек "включает" себя своей деятельностью. Возможность человека участвовать в эволюционном процессе будет, по-видимому, во многом зависеть от его способности изменять свою позицию, т. е. творчески перерабатывать свои средства контакта с окружающими системами. В. Е. Кемеров ...
Философская энциклопедия
3.
  (от греч. anthropos — человек, kentron — центр) — позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания. А. предполагает рассмотрение вещей исключительно с т.зр. целесообразности, т.е. телеологически. К А. явно тяготел Сократ, существенные элементы А. есть в средневековой философии, а также в радикальном гуманизме, истолковывающем мир в терминах человеческого существования. ...
Альтернативный философский словарь
4.
  воззрение, согласно к-рому человек есть центр и высшая цель мироздания. А. представляет собой одно из наиболее последоват. выражений точки зрения телеологии. В антич. философии А. формулировал Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и нек-рые философы нового времени (напр., нем. философ X. Вольф). Нек-рые элементы А. как исходной теоретич. установки присущи экзистенциализму и католич. философии Тейяра де Шардена. См. также Философская антропология. ...
Советский философский словарь
5.
  (от греч. anthtropos человек и лат. centrum центр) воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. ...
Философский энциклопедический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины